avatar

Фрилансеры против веб-студий

Когда меня просят сегментировать рынок веб-разработки в России, я обычно выделяю четыре группы: первый эшелон (десятки человек в штате, 3-5 компаний), средние веб-разработчики (до 15-25 человек в штате, десятки компаний), маленькие студии (менее 10 человек, сотни, а то и тысячи компаний), а также частные разработчики, которых часто называют фрилансерами. Как правило, в студиях, даже небольших, к «частникам» относятся свысока, особенно при общении с клиентами. «Сайт должна делать команда профессионалов – дизайнер, верстальщик, аналитик, программист, а разве может один человек грамотно выполнить всю эту тонкую работу?» Однако, в реальности все не так однозначно.

Впрочем, начнем с начала. А для этого самого начала развенчаем стереотипы.

Стереотип №1. Фрилансер может конкурировать только с мелкими веб-студиями

Как думаете, насколько реальна ситуация, когда клиент, имеющий достаточный бюджет на сайт, получив коммерческое предложение от одной из лидирующих веб-студий, всерьез раздумывает, заключать ли договор с ней или заказать сайт студенту-племяннику коммерческого директора, который подрабатывает веб-мастером? Нет, скажете, не реальна: мелкие клиенты не пойдут к Лебедеву или в «Актис», а крупные лучше доплатят «за имя» разработчика, чем терять время. И будете неправы. Мой хороший знакомый, возглавляющий IT-отдел российского представительства довольно известной компании, пару лет назад собирался заказывать редизайн сайта одному из грандов рынка веб-разработок. Получив договор на сумму с четырьмя нулями и немного поколебавшись, компания решила попробовать работать с частными разработчиками. По итогу, заплатив оперативно собранной рабочей группе из трех человек на порядок меньше, заказчик получил вполне приличный сайт.

Впрочем, это скорее исключение. Для хорошего результата нужно не только найти профессиональных исполнителей, но и суметь поставить им задачу, проконтролировать ее исполнение, стребовать техническую документацию, позаботиться о дальнейшем сопровождении и т.д. Это под силу только человеку, который имеет или имел самое прямое отношение к разработке более-менее сложных сайтов, как, кстати, упомянутый выше мой знакомый, ранее работавший в крупной веб-студии.

Вывод: грамотно скоординированная группа фрилансеров имеет вполне реальный шанс предложить хороший уровень качества услуг при невысокой их стоимости.

Стереотип №2. Один человек не может быть профессионалом во всем

Да, найти человека, который хорошо и рисует, и верстает, и программирует, и тем более проектирует сайты, очень сложно. Но можно – я знаю минимум двоих таких людей, а сколько их таких, которых я не знаю? И даже звал одного из них на работу, но не идет – слишком привык к свободному графику и работе «когда захочу».

К тому же, нельзя забывать, что для выполнения небольших и даже средних проектов далеко не всегда нужно быть профессионалом во всем. В период бума поисковой оптимизации клиента вполне может устроить дизайн от TemplateMonster, который можно купить уже сверстанным, а современные системы управления сайтами снимают проблему программирования наиболее востребованных функциональных элементов. И многие клиенты задаются вполне закономерным вопросом – зачем платить за эксклюзивный дизайн и индивидуальные скрипты управления данными на сайте, если от Интернета им нужно лишь нагнать на сайт посетителей, показать им товар с ценами и заставить позвонить?

Стереотип №3. Фриланс – это подработка, на нем долго не проживешь

И снова пример из жизни. Еще один мой приятель три года назад приехал в Москву после окончания института и при помощи друзей организовал веб-студию. Сначала работал один, потом начал набирать штат, зарегистрировал фирму, снял офис и стал руководить, не прекращая рисовать и программировать сам. Но полгода назад, задумавшись об оптимизации бизнеса, он отказался от офиса, распустил сотрудников по домам, и сейчас он – фрилансер. Часть проектов он делает сам, часть отдает на разработку своим бывшим сотрудникам за сдельную оплату. И вполне неплохо живет, да и клиенты не жалуются. По сути, его можно назвать менеджером-фрилансером, который на субподряде работает с такими же фрилансерами-программистами, дизайнерами и т.д.

Вообще, в последние годы я все чаще наблюдаю примеры группирования специалистов-частников в более или менее стабильные коллективы. Программист, дизайнер, оптимизатор, верстальщик может получить заказ как по своей специализации, например, от какой-нибудь студии, которая по каким-то причинам хочет отдать часть проекта на субподряд, так и целый проект, который ему помогут сделать «коллеги» из соседней ниши. И в случае выхода из группы одного из участников найти ему замену не так сложно.

***

Итак, мнение «веб-студия хорошо, а частный разработчик плохо» далеко не всегда верно. Более того, есть вполне определенный тип веб-сайтов, для которых частный разработчик будет «более правильным» исполнителем, нежели веб-студия. Классический пример – сайты, создающиеся под поисковую оптимизацию. Частнику-оптимизатору, к которому пришел клиент без сайта (не такая уж большая редкость) достаточно купить для клиента готовый макет дизайна, внедрить его в систему управления сайтом и дальше заниматься своими прямыми обязанностями. А клиент получит управляемый красивый веб-ресурс за вполне скромные деньги.

Однако если вы работаете в веб-студии, даже не думайте после прочтения этих строк писать заявление об уходе и отправляться в свободное плавание. J Ведь фрилансер по сути своей должен являться эдакой законченной бизнес-единицей, а именно:

1. Быть хорошим специалистом минимум в одной области деятельности и неплохо разбираться в смежных
2. Обладать коммерческой жилкой, уметь находить клиентов и грамотно продавать себя
3. Иметь базовые представления о бухгалтерском учете, документообороте, иметь возможность «провести» платеж через какую-нибудь фирму (для клиентов, которым важно официальное оформление затрат)
4. Следить за тенденциями в веб-строительстве, новыми технологиями, знать хотя бы общие вещи о рынке веб-разработок
5. Иметь круг специалистов «соседних» профилей, чтобы реализовывать нетиповые проекты

Это далеко не просто, и результат никому не гарантирован.

***

Итак, не стоит рассматривать услуги частных веб-разработчиков как «решение для бедных». Но и не стоит забывать о преимуществах тех организаций, которые мы называем веб-студиями. К услугам частников вряд ли обратятся компании, которым нужен сложный веб-проект, для которых критичны сроки исполнения, гарантийные обязательства, полная легальность деятельности подрядчика. Немаловажна и уверенность в стабильности разработчика, ведь если тот исчезнет, подчас проще сделать сайт заново, чем разбираться в чужом программном коде, когда возникнет потребность доработки сайта. Да и эффективность разделения труда в рабочем коллективе никто пока не отменял.

Что касается практики компании, в которой я работаю, то для нас частные веб-разработчики скорее партнеры, чем конкуренты. Когда на очередной не очень сложный проект из-за загрузки не хватает своих ресурсов, мы можем отдать его на субподряд одному из знакомых разработчиков, да и обратные ситуации нередки: если фрилансеру предлагают проект, который он не потянет, ему проще отдать этот проект нам за процент от заказа.

А в заключении я расскажу еще об одной интересной модели организации бизнеса веб-разработчика. Она представляет собой своего рода симбиоз классической веб-студии и «фрилансерского» подхода. Недавно я познакомился с человеком, который смог внедрить ее практически в чистом виде.

Внешне его компания – обычная фирма. Есть юридическое лицо, есть офис с переговорной и 12 сотрудниками, формы договоров, расчетный счет – все честь-по-чести. Однако в штате – только один человек – директор, бухгалтер, менеджер по работе с клиентами и собственник в одном лице.И клиент не знает о том, что сотрудники, которых он видит в офисе, в реальности работают на другую компанию, владельцы которой по дружбе сдали данной веб-студии небольшую комнату с возможностью использовать переговорную. Все сотрудники студии – удаленные фрилансеры, есть даже такие, которые живут за рубежом и которых он никогда не видел. Постоянных прямых расходов у компании – около пятисот долларов в месяц. Система ценообразования построена таким образом, что с каждой сотни долларов, заплаченной клиенту, исполнителю он отдает максимум пятьдесят, будь то дизайн, верстка, программирование или другие работы. Четко формализованная проектная документация и отлаженная схема работы с исполнителями сводят к минимуму все риски, связанные с телеработой. Таким образом, при месячном обороте в полторы тысячи долларов (2-3 проекта в месяц) бизнес уже окупает себя, а при десятке проектов норма прибыли выходит около пятидесяти процентов от оборота.

Интернет – идеальная среда для мистификаций, как глобальных, так и «технических», а также для самореализации. Талантливый одиночка без проблем создаст иллюзию крупной компании, заработает достаточно денег и обеспечит высокий уровень сервиса. И эта модель бизнеса имеет полное право на существование.

Автор: Дмитрий Васильев
0 комментариев RSS
Нет комментариев
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.